Новый Федеральный закон № 44-ФЗ с внесенными изменениями от 06.04.2015 достаточно сильно затронул сферу госзакупок, и в большей степени законодатель сосредоточил внимание на банковских гарантиях. Условно полученные в результате вступления нормативно-правового акта в законную силу изменения можно разделить на две большие группы. Первая касается правового регулирования понятия банковские гарантии, а вторая регулирует деятельность банковских учреждений, которые имеют право выдавать уже упомянутые банковские гарантии по 44-ФЗ.

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ

На сегодняшний день банковская гарантия может применяться для обеспечения всех видов госзакупок, кроме электронных аукционов, которые обязывают участника внести денежные суммы непосредственно на счет заказчика госзакупок. Но в любом случае, выданная банковским учреждением гарантия должна строго соответствовать требованиям, которые предусмотрены в статье 45 закона № 44-ФЗ, а именно:

• заказчик обязан принимать только гарантии от тех банков, которые внесены в перечень согласно статьи 74.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ);
• банковская гарантия не может быть отозвана.

Кроме того, той же статьей закона № 44-ФЗ устанавливаются требования для текстового содержания банковской гарантии. Сам текст должен содержать следующие положения:

• цифровое обозначение банковской гарантии (общую сумму);
• суть обязательств стороны-принципала, которые непосредственно обеспечиваются гарантией;
• обязательство в случае определенных обстоятельств уплатить неустойку за каждый календарный день в размере 0,1%;
• период действия банковской гарантии;
• сформированные условия, в соответствии с которыми вступают в силу обязанности гаранта по введению в действие банковской гарантии;
• предусмотренный законодательством РФ перечень документов, который должны быть предоставлен заказчиком госзакупок банку непосредственно перед уплатой суммы гарантии.
• отлагательное условие, которое может касаться предоставления банковской гарантии в результате будущего заключения контракта.


Важно отметить, что закон устанавливает императивные требования по внесению банковской гарантии в единый реестр банковских гарантий. Если в тендерной документации, извещении о проведении госзакупки или в проекте контракта, который должен быть заключен с одним поставщиком это предусмотрено, то в банковскую гарантию обязательно включается условие о приоритетном праве заказчика списать денежные средства со счета гаранта, если последним нарушен срок исполнения требований заказчика об уплате суммы банковской гарантии. Но в любом случае, в банковскую гарантию запрещено включение условий, которые обязывают заказчика предоставлять гаранту судебные акты, подтверждающие невыполнение принципалом обязательств по банковской гарантии. Еще одно важное требование для банковской гарантии по 44 ФЗ касается сроков её действия. Согласно статьи 96 44-ФЗ общий срок гарантии обязательно должен превышать период действия контракта более, чем на один месяц.

Сумма банковской гарантии по 44-ФЗ

Сумма банковской гарантии должна составлять от 5% до 30% начальной цены лота закупки. В том случае, если цена лота превышает значение в 50 млн. рублей, сумма банковской гарантии может быть равна 10-30% изначальной цены всего контракта. Но в любом случае, сумма не может быть меньше аванса, если таковой предусматривается условиями контракта. Если же сумма аванса превышает размеры в 30% от общей суммы контракта, размер банковской гарантии приравнивается уже к сумме аванса.

Как уже было упомянуто ранее, требования к банкам установлены в статье 74.1. НК РФ. При этом, одно из основных требований касается внесения банка в специальный перечень.

Данный перечень формируется ЦБ РФ и в дальнейшем размещается на веб-портале Минфина РФ. Критерии для включения банковского учреждения являются следующими:

1. лицензированная деятельность банка на протяжении последних пяти лет;
2. размер собственного капитала банковского учреждения должен быть на уровне не менее 1 млрд. российских рублей;
3. полное выполнение предписанных ЦБ РФ нормативов на протяжении последних полугода;
4. исключение требований ЦБ РФ о возможном финансовом оздоровлении деятельности банковской организации.

В сам единый реестр банковских гарантий по 44-ФЗ должна быть включена следующая информация:

1. название банка, его территориальное местоположение, а также идентификационный номер;
2. название поставщика (организационно-правовая форма), его территориальное местонахождение и также идентификационный номер плательщика налогов;
3. сумма денежного эквивалента, которая должна быть выплачена гарантом, в том случае, когда им не выполнены свои обязательства;
4. временной период действия банковской гарантии;
5. соответствующим образом заверенная копия соглашения о предоставлении банковской гарантии, а также другие документы. Заверяется соглашение специальной цифровой подписью, которая имеет несколько уровней защиты.

Отличия банковских гарантий по 223 ФЗ и 44 ФЗ

Отличаются они между собой «жесткостью» правового действия. В этом плане № 223-ФЗ является более мягким по отношению к участникам процедур госзакупок. В правовом поле он формирует только общие правила тендерных процедур, которые реализовать на практике не составляет больших проблем. С другой стороны, 44-ФЗ — его многие специалисты и эксперты отрасли считают более консервативным, так как он устанавливает широкий круг требований. При этом требования эти касаются абсолютно всех сторон, начиная от исполнителей госконтрактов, заказчиков, и заканчивая банковскими учреждениями.

Для конкретизации существующих отличий между упомянутыми нормативно-правовыми актами можно выделить следующие факторы:

Согласно положениям 44-ФЗ, обязательным условием «легализации» банковских гарантий для заказчиков является их включение в единый реестр, размещенный в единой информационной системе. Как известно, реестр банковских гарантий ведет Федеральное Казначейство РФ. Но в то же время 223-ФЗ не требует от участников процедур госзакупок внесения банковских гарантий в реестр гарантий;

44-ФЗ устанавливает для банков, которые выдают финансовые гарантии, определенные требования, в соответствии с которыми эти учреждения должны полностью соответствовать нормам банковского законодательства РФ. Особое внимание акцентируется на финансовой способности банка, размере собственных средств, который не должен быть меньше 1 млрд. рублей, при этом строк лицензии на проведение банковской деятельности должен распространяться не менее, чем на последние 5 лет. Сами же заказчики также порой устанавливают серьёзные критерии отбора к банковским учреждениям предоставляющим гарантии, например, требуют, чтобы выдающие банковскую гарантию учреждения входили в перечень банков Минфина или даже были во главе этого рейтинга;

В соответствии с 44-ФЗ, если общая сума госконтракта превышает 50 миллионов рублей, заказчик обязан установить обеспечение. Его размер при этом может достигать 30% от начальной цены. В то же время по закону 223-ФЗ участник вообще не обязан обосновывать цену контракта.

Задать вопрос